В каждой российской школе уроки литературы в начале учебного года проходят примерно одинаково. Учителя проверяют, насколько ответственно их подопечные подошли к заданию, которое получили на лето. А именно, прочесть художественные произведения из обязательного списка.
Как правило, похвастаться положительным результатом могут далеко не все ученики. В лучшем случае только половина из них ознакомилась с программными книгами хотя бы по диагонали. А некоторые не заглядывали в список вовсе. И это печально.
Тогда зачем педагоги составляют эти списки и питают напрасные надежды, если эффект такой слабенький? Может быть, стоит данную практику в школах отменить? Многие школьники горячо поддержали бы предложение.
Согласно проведенным опросам среди учеников четвертых, седьмых и десятых классов, дети по-разному относятся к чтению на летних каникулах заданной литературы. Конечно же, как и предполагалось, определенная их часть считает это совершенно пустым и ненужным занятием – настоящей обузой, мешающей полноценному отдыху. Но есть и те, кто читает…
Правда, мотивация у всех разная. Малыши, в большинстве своем, корпят над книгами в угоду родителям и чтобы потом не получить двойку. Учащиеся средней школы уже более осознанно подходят к жизни. Они читают, чтобы стать умнее и развивать речь. А старшеклассники живут в преддверии ЕГЭ, поэтому стараются выполнять все указания педагогов, в том числе и касающиеся чтения.
Большинство родителей однозначно за летние списки литературы. Мамы и папы считают, что их дети обязательно должны прочесть те книги, которые в свое время читали они.
Учителя, естественно, тоже практику поддерживают. Ведь ребенок не всегда способен самостоятельно сориентироваться в бескрайнем мире литературы, а списки, составленные специалистами, помогут ему в этом. Возможно, кто-то начнет читать из-под палки, но потом заинтересуется – и это тоже результат. Даже если один ученик пристрастится к чтению таким образом, значит все не зря!
Единственное, на чем настаивают передовые педагоги, это то, что в списках на лето должна быть не только обязательная программная литература. Задача учителя-словесника – следить за новинками современного литературного процесса, отбирать самые интересные произведения и предлагать их детям тоже. Это повысит вероятность того, что ребенок увлечется процессом и 1 сентября придет в школу по-настоящему влюбленным в книгу.
Оля Александрова 27 октября 2015, 00:16 | Дети в Казани, Школа |